Непрерывная подготовка
Трансдисциплинарная научно-образовательная система непрерывной подготовки кадров «Школа – Вуз – Предприятие»
Ввиду необходимости решения глобальной задачи создания единого инструментария для подготовки специалистов, требующихся для повышения уровня безопасности общества, разработана концепция и осуществлено внедрение трансдисциплинарной научно-образовательной системы непрерывной подготовки кадров «Школа – Вуз – Предприятие», которая позиционируется как методологическая и социально-технологическая основа инженерного образования, профессионального развития и социализации личности в контексте обеспечения национальной безопасности.
Содержательными доминантами системы являются: трансдисциплинарная организация образовательного процесса с опорой на когнитивные науки, научно-исследовательская деятельность, проектная культура, технопредпринимательство, бизнес-партнерство, творчество и самореализация, преемственность мировоззренческих установок.
Теоретико-методологическими основаниями построения концепции научно-образовательной системы непрерывной подготовки кадров «Школа – Вуз – Предприятие» выступают следующие принципы:
– принцип системности, ориентирующий на формирование единого научно-образовательного, производственного и информационного пространства;
– принцип трансдисдисциплинарности обучения, обеспечивающий взаимодействие и координацию дисциплинарных знаний из различных областей естественных и гуманитарных наук, что позволяет решать комплексные научно-исследовательские и практические проблемы, в том числе компенсировать недостаточность гуманитарного знания у студентов технических вузов;
– принцип опережающего образования, который заключается в ориентации системы на реальные условия жизни и профессиональной деятельности, в которых оказывается выпускник учебного заведения;
– принцип интеграции традиционных и инновационных образовательных технологий, гарантирующий высокое качество образования и необходимую системность и глубину контроля уровня усвоения обучающимися знаний, умений и навыков.
Реализация концепции позволяет осуществлять качественную профессиональную и социальную подготовку инженерных кадров, интегрированных в современное общество риска и обеспечивающих повышение уровня его безопасности.
Подсистема «Школа»
Для реализации непрерывной системы подготовки в подсистеме «Школа» были созданы экспериментальные классы (кружки, курсы), основной миссией которых стали:
– помощь в реализации идей и просто самореализации активной и талантливой молодежи;
– вовлечение в увлекательный научно-образовательный процесс школьников с пассивным (либо агрессивным) окружением и, как следствие, с пассивной (либо агрессивной) жизненной позицией.
Введение специально разработанных курсов в школах Белгородской области позволило расширить представления будущих абитуриентов о наиболее актуальных и перспективных направлениях развития всех областей знаний – как технических, так и гуманитарных.
При работе с учащимися особое внимание уделяется увлекательной внеклассной работе, которая включает в себя: учебно-исследовательские проекты, проектные работы, предметные олимпиады, экскурсии в научно-исследовательские центры, участие в выполнении реальных научно-исследовательских работ и решении техно-кейсов в рамках проектных групп, посещение специализированных выставок, выступление на конференциях и семинарах регионального, областного, всероссийского уровней. В ходе выполнения конкретной проектной или научной работы запоминается самое большое количество информации, приобретаются практические исследовательские навыки, формируется настоящее научное сознание.
Более 80 % школьников, обучившихся в рамках трансдисциплинарной системы непрерывной подготовки кадров, становятся победителями региональных, всероссийских и международных олимпиад.
Направления работы со школьниками на кафедре:
– проведение агитационной работы в школах, колледжах и техникумах Белгорода и области;
– проведение работы по ранней профессиональной ориентации школьников;
– участие преподавателей и сотрудников кафедры в подготовке и подаче на конкурсы научно-исследовательских проектов школьников;
– участие преподавателей и сотрудников кафедры в конкурсах исследовательских работ школьников в качестве членов жюри.
Работа со школьниками осуществляется, в том числе, и совместно с детским технопарком «Кванториум» и Малым технологическим университетом БГТУ им. В.Г. Шухова. Для популяризации научно-исследовательской, управленческой и технопредпринимательской деятельности регулярно проводятся круглые столы, семинары, лекции, квесты.
Подсистема «Вуз»
Реализация системы непрерывной подготовки в подсистеме «Вуз» осуществляется в рамках подготовки инженеров, бакалавров, магистров, а также кадров высшей квалификации. Система обучения специалистов максимально приближена к реальной инженерной деятельности и направлена на приобретение навыков решения сложных технических задач за счет профессионального и творческого подходов.
Студенты в процессе обучения получают знания, обеспечивающие их активную адаптацию в производственном процессе и минимизирующие порог вхождения в профессиональную среду. Комплекс знаний, изучаемых в рамках базовых дисциплин, ориентирован на будущую специализацию студента и направлен на формирование профессиональных компетенций. Межпредметные связи при их целенаправленном формировании выступают как принцип конструирования учебного процесса. Они позволяют осуществить синтез разнопредметных знаний и реализовать системный подход в профессиональном обучении.
Для повышения качества практической инженерной подготовки и оценки степени подготовки выпускников к профессиональной деятельности разработаны междисциплинарные учебные комплексы, предусматривающие изучение всех дисциплин в тесной взаимосвязи между собой, с различными видами практик. Применение знаний, полученных при обучении, обеспечивает активное и результативное участие студентов в составе проектных групп при решении фундаментальных и прикладных задач в рамках формируемых техно-кейсов.
Подготовка специалистов и бакалавров
1 декабря 2005 года в БГТУ им. В.Г. Шухова была открыта первая и единственная в России специализация «Наносистемы в строительном материаловедении» (НСМ) в рамках специальности 270106 «Производство строительных материалов, изделий и конструкций» и создана секция с одноименным названием на базе кафедры строительного материаловедения, изделий и конструкций. В 2005 году на базе специализации НСМ создан экспериментальный класс для учащихся общеобразовательных учреждений.
В 2007 году в БГТУ им. В.Г. Шухова начата подготовка бакалавров по направлению 270106.62 «Строительство» профилю «Производство строительных материалов изделий и конструкций (Наносистемы в строительном материаловедении)»; в 2011 году – подготовка бакалавров по направлению «Строительство», профилю 270800.62 «Наносистемы и трансфер технологий».
В 2014 году открыто новое направление подготовки бакалавров 22.03.01 «Материаловедение и технологии материалов», профиль «Материаловедение и технология конструкционных и специальных материалов», и создана кафедра материаловедения и технологии материалов (МиТМ).
Выпускники кафедры являются высоко востребованными специалистами.
Подготовка магистров
В 2008 году открыта подготовка магистров по направлению 08.04.01 (270800.68) «Строительство» профилю «Наносистемы в строительном материаловедении».
В 2015 году магистерская образовательная программа по направлению 08.04.01 (270800.68) «Строительство» профилю «Наносистемы в строительном материаловедении» успешно прошла профессионально-общественную аккредитацию, которую проводили Фонд инфраструктурных и образовательных программ РОСНАНО (ФИОП) совместно с общероссийской общественной организацией «Ассоциация инженерного образования России» (АИОР). По результатам проведенной проверки, получен Сертификат АИОР о прохождении профессионально-общественной аккредитации и Сертификат Европейской сети по аккредитации в области инженерного образования (ENAEE) о присвоении «Европейского знака качества» (EUR-ACELabel). Образовательная программа магистратуры внесена в реестр аккредитованных программ АИОР и ENAEE.
В 2015 году открыто новое направление подготовки магистратуры по направлению 28.04.03 «Наноматериалы», профилю «Наноструктурированные композиты строительного и специального назначения».
Подготовка кадров высшей квалификации
Кадры высшей квалификации (кандидаты и доктора наук), подготовленные в рамках трансдисциплинарной научно-образовательной системы непрерывной подготовки кадров «Школа – ВУЗ – Предприятие» являются главным резервом профессорско-преподавательского состава и основой создания научной элиты инновационной экономики России.
В процессе обучения аспиранты и докторанты ведут активную научно-исследовательскую и образовательную деятельность. Эта категория обучающихся может выступать в роли наставников или коучей (наравне с докторами наук) в составе проектных групп. Обладая опытом реализации проектов и решения техно-кейсов, работая с участниками Группы, они подводят их к самостоятельной постановке цели и ее достижению.
Молодые ученые, защитившие диссертации в период реализации трансдисциплинарной системы, в определенное время являлись представителями той или иной подсистемы в системе «Школа – ВУЗ – Предприятие» и прошли через выполнение функциональных ролей, свойственных каждой подсистеме.
Начиная с 2002 года, в рамках реализации системы непрерывной подготовки кадров под руководством сотрудников кафедры МиТМ были защищены 42 кандидатских диссертации и 2 докторских диссертаци.
Подсистема «Предприятие»
Реализация трансдисциплинарной научно-образовательной системы непрерывной подготовки кадров в подсистеме «Предприятие» дает ее участникам комплекс профессиональных компетенций, необходимых для обеспечения инновационного развития, как конкретного предприятия, так и отрасли в целом. Использование современных систем информационной поддержки обучаемых с применением дистанционных образовательных технологий обеспечивает индивидуальность, оперативность, целенаправленность и доступность всего образовательного процесса. Развитию инновационной грамотности и активности участников системы способствует использование разработанных с привлечением ведущих отечественных и зарубежных специалистов междисциплинарных лекционных и практических курсов.
В соответствии с Президентской инициативой «Стратегия развития наноиндустрии» и согласно концепции образовательной деятельности Фонда инфраструктурных и образовательных программ (ФИОП) БГТУ им. В.Г. Шухова стал одним из первых вузов, реализовавшим совместно с ОАО «Роснано» и ФИОП проект опережающей профессиональной переподготовки с целью развития кадрового обеспечения организаций и предприятий Российской Федерации, разрабатывающих и использующих нанотехнологии.
В период с 2010 по 2017 гг. по заказу предприятий наноиндустрии при поддержке ФИОП под руководством д.т.н., проф. Строковой В.В. были разработаны и реализованы следующие образовательные программы дополнительного профессионального образования:
Программы профессиональной переподготовки:
1. 2010 г. – «Производство бесцементных минеральных наноструктурированных вяжущих негидратационного твердения и композиционных материалов строительного назначения на их основе» (ОАО «Завод ЖБК-1»; ОАО «Стройматериалы»; ЗАО «Аэробел»; ООО «Первая Строительная Компания»; ООО «Экостройматериалы»; ООО «Яковлевостройдеталь»; ООО «Экспериментальный завод строительных смесей» (Белгород); ФГУ «Управление федеральных автомобильных дорог на территории Республики Бурятия Федерального дорожного агентства» (г. Улан-Удэ); ОАО «Бетфор» (г. Екатеринбург); ООО «Инновационно-технологический центр» (г. Якутск));
2. 2014–2015 гг. – «Производство самоуплотняющихся бетонов на основе композиционных вяжущих с использованием наноструктурирующих компонентов» (ООО «Мостстройинвест»).
Программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации:
1. 2013–2014 гг. – «Производство и применение наноструктурированных водных эмульсий полимеров» (ООО Завод «Краски КВИЛ»);
2. 2016–2017 гг. – «Разработка и производство наномодифицирующих добавок для композиционных материалов строительного назначения» (ООО «Селена).
Программы повышения квалификации для продвижения технологий производства энергоэффективных наноструктурированных композиционных материалов проектных компаний ОАО «РОСНАНО»:
1. 2011 г. – «Композиционные материалы на основе углеволокна в строительстве (ЗАО «Холдинговая компания «Композит»);
2. 2011 г. – «Энергоэффективное стекло» (Группа компаний «СТИС»);
3. 2011 г. – «Солнечная энергетика. Создание тонкопленочных солнечных модулей» (ООО «Хевел»);
4. 2011 г. – «Светодиоды и светотехника» (ЗАО «Оптоган»).
Программа повышения квалификации (E-learning):
1. 2012 г. – «Основы нанотехнологий в строительстве» (ООО «Управ-ляющая компания ЖБК-1»).
Всего было обучено более 600 специалистов 83 инновационных предприятий Белгородской области и других регионов РФ (ООО «Прогресс проект», ООО «Стройтехнология», ОГКУ «УпрДорТранс Белгородской области», ООО «Трансюжстрой-Механизированная колонна-105», ООО «Строй-Инвест», ОАО «МостСтройИнвест», ОАО «Завод ЖБК-1», ООО «Белдорстрой», ООО «РегионСпецСтрой», ЗСМ АО КМАПЖС, ССП УГНТУ ХНИЛ «УГЦ «Стройтехэкспертиза», ООО «Энерготех», ООО «Проектные технологии», ООО «СтройБетон», ООО «Стройсервис», ООО «ДСУ-31», ООО «КСМ», ООО «Завод АрБет», ООО «ФорбоЕвроколРус», ОАО «Белгородстройдеталь», ООО «Валуйкидорстрой», НПП «Защита строительных конструкций», ООО «Линдор», ЗАО «Ровеньской дорожник, МУП «Автодор» и др.).
Информация о разработанных и реализованных программах дополнительного профессионального образования размещена в реестре образовательных программ системы Startbase.
Более подробную информацию о программах дополнительного профессионального образования, разработанных при поддержке ФИОП, можно получить, перейдя по ссылке в раздел «Научно-образовательный центр».
С целью оптимизации и актуализации основных и дополнительных образовательных программ материалы программ дополнительного профессионального образования, разработанных по заказу ФИОП, активно используются в учебном процессе. В том числе, материалы этих программ адаптированы и внедрены в учебный процесс подготовки бакалавров по направлениям: «Строительство», «Материаловедение и технологии материалов», «Химическая технология»; магистров по направлениям: «Наноматериалы», «Строительство», а также в ряд программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки.
Результаты реализации системы непрерывной подготовки кадров «Школа – Вуз – Предприятие»
Разработанная концепция трансдисциплинарной научно-образовательной системы непрерывной подготовки кадров успешно апробирована, внедрена и реализуется в подсистемах «Школа», «Вуз», «Предприятие» в БГТУ им. В.Г. Шухова.
Анализ результатов внедрения показал неоспоримую роль разработанной системы непрерывной подготовки кадров в социально-экономическом и социокультурном развитии региона, которая заключается в:
– подъеме инновационной культуры, заключающейся в подготовке кадров инновационной ориентации, содействии успешному инновационному развитию образовательных учреждений, модернизации системы профессионального образования в регионе, противодействии тенденции снижения качества профессионального образования, более эффективном использовании профессионально-трудового и креативного потенциала персонала организаций, человеческого капитала, противодействии интеллектуальной эмиграции, улучшении предпринимательского климата, содействии экономическому росту и инвестиционной активности в регионе, ориентации экономического развития на импортозамещение;
– содействии обеспечению национальной безопасности: профессиональная и социальная ответственность за обеспечение личной и коллективной безопасности; формирование чувства патриотизма; высокая мотивация к созиданию материальных и духовных ценностей; защищенность в условиях агрессивной информационной среды; поддержание устойчивого экономического и социального развития региона.